Проект «Отдых и учеба с радостью»
9-02-2015, 21:31 | Детские оздоровительные лагеря / Летние лагеря на море |
Научно-приключенческие экологические программы «Океания», «Вождь краснокожих», «Храброе сердце», Lingvocamp, JAMaica, «Самоделкино», «Маугли», «Открытие».
ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
доктор биологических наук А.Н. Камнев
Лето 2015 года стало 20 сезоном проведения наших экологических программ - пока еще единственных в своем роде программ по работе с подрастающим поколением. За этот период к ней прикоснулись тысячи школьников и студентов. Программы и их отдельные элементы реализуются на базах крупнейших детских российских центров, таких как ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», ДООЦ «Смена», ДОЦ «Кавказ», ДОЦ «Энергетик», МДЦ «Артек» и др.Самые младшие участники – дети, едва достигшие семилетнего возраста. Среди старших ограничения по возрасту не существует.
Автор программы - доктор биологических наук, Александр Николаевич Камнев, прошедший в 1990 году стажировку в Дартмудском колледже (штат Нью Хэмпшир, США), 1994 гг. стажировку в Институте Моря (штат Флорида, США), который летом функционирует как международный детско-молодежный лагерь Seacamp. В 1995 - 1996гг. А.Н. Камнев выступил с идеей реализовать в России проект по работе с детьми и молодежью - «Отдых и учеба с радостью». В это же время была создана общественная организация, задачи которой состояли в разработке программ по работе с городской молодежью и детьми как в каникулярное, так и в учебное время года. Так появились программы «Всему учит море», «Лес полон знаний», «Новый опыт» и др.
Все программы преследуют единую цель – сформировать у подрастающего поколения определенную систему ценностей и нравственных ориентиров. Наглядно продемонстрировать, насколько уязвим окружающий их мир, недолговечно процветание так называемого «общества потребления», абсурден и нелеп образ жизни «в стиле пепси», повседневно навязываемый с телевизионных экранов. Наряду с этим они воспитывают в детях физиологическое неприятие жестокости, грубости и насилия, которые, к огромному сожалению, стали практически неотъемлемой частью менталитета современной молодежи. Напротив, чувство ответственности за себя самого и своего товарища, за любое живое существо окружающего мира, уважение к старшим членам коллектива, равно как и к своим сверстникам, чувство гордости за свою страну прививаются даже самым маленьким участникам программ.
Каждая из программ оказывает свое воздействие на сознание подростка. Однако наиболее разительные, но, тем не менее, уже ставшие привычными для организаторов перемены происходят с подростками, прикоснувшимися в каникулярное время к программам «Океания», «Вождь краснокожих», «Храброе сердце». Об изменении сознания и, как следствие, поведения своего ребенка говорят сами родители. И, практически все отмечают, что за такой небольшой срок вдали от дома их ребенок «как-то неожиданно повзрослел», стал принимать не по-детски серьезные решения и даже выражать свои мысли иначе, чем прежде. Другими словами, одним из итогов участия в программе является то, что дети расстаются с психологией инфантилизма и делают первые самостоятельные(!) шаги навстречу жизни.
Факт «повзросления» ребенка по возвращении из летних лагерей не является чем-то уникальным. Как правило, большинство ребят приезжают в «родные пенаты» после отдыха вдали от дома «изрядно повзрослев», существенно пополнив свой жизненный багаж и получив богатый опыт, «необходимый взрослому человеку»… . Одни обогащают свой лексикон изрядным запасом нецензурных слов, другие впервые пробуют спиртное, третьи становятся «заядлыми курильщиками», четвертые приобретают неоценимый опыт общения с противоположным полом, и, не дай Бог, первый опыт употребления наркотиков. К сожалению, статистика позволяет говорить нам об этом со всей ответственностью. Именно в связи с этим большинство родителей так негативно относятся к идее отправить свое чадо в «детские образовательно-оздоровительные лагеря отдыха».
Совсем иная ситуация складывается в случае с участниками данной программы. Взросление происходит. Но совершенно иное. Взрослость для этих ребят связана, прежде всего, с новыми возможностями, которые открываются перед ними на следующем жизненном этапе. А эти новые возможности напрямую связаны с теми навыками, которые они приобретают во время работы в программе. Ведь одна из задач программы – дать возможность ребенку попробовать себя в как можно большем количестве дисциплин. Тем самым максимально расширить его кругозор. Ведь известно, что отсутствие широты во взгляде на мир (те самые шоры на глазах) - основная причина большинства бед в мире.
Очень важно, что работа с детьми не ограничивается только днями школьных каникул. Любой из участников программы имеет возможность продолжить занятия заинтересовавшей его дисциплиной (как научной, так и прикладной) в течение всего учебного года. Одной из площадок для таких занятий служит неформальный молодежный клуб «Фарватер», который работает в Москве уже много лет. Молодежь здесь совершенствует свои навыки работы с над водой и под водой и готовятся к работе в летнем лагере в качестве инструкторов. Порой наши бывшие школьники, пройдя весь долгий, но необходимый курс обучения, сами пополняют ряды инструкторов и принимают участие в жизни программы уже в другом статусе.
Еще одной задачей программы является ранняя профориентация ребят. Так как все педагоги и инструкторы, отобранные на конкурсной основе, являются преподавателями, аспирантами и студентами лучших российских ВУЗов и НИИ, у подрастающего поколения есть реальная возможность общения с представителями науки и культуры. Работающие с детьми капитаны дальнего плавания, командиры подводных лодок, космонавты, геологи, морские биологи, астрономы и многие другие интереснейшие люди - достойные примеры для подражания. По сути, уже в лагере происходит подготовка кадров для целого ряда ВУЗов, переживающих тяжелейший период нехватки специалистов. Важно отметить, что некоторые участники программы делают настоящие научно-исследовательские работы, основываясь на материалах, собранных во время выездных летних практик.
Одной из основных задач программы является решение проблемы «адреналина» - поиска тех самых новых ощущений, в погоне за которыми подросток делает неверный шаг, зачастую в криминальную сторону. Понимая эту потребность в новых ощущениях, программа предлагает ребенку «порцию необходимого ему адреналина».... - но здорового. Погрузиться на затонувшее судно, забраться по отвесной скале, переправится через горное озеро по самостоятельно натянутой переправе, научится справляться с ветром в парусе виндсерфа или катамарана... Все это с избытком покрывает потребности городского ребенка в острых ощущениях и «адреналине». Более того, ребенок просто вынужден отказаться от курения, так как это «табу» для аквалангиста, альпиниста или спелеолога, для которых и курение, и спиртные напитки представляют прямую угрозу их жизни и жизни работающих с ними в «одной связке» людей.
Следующая задача – дать ребенку на своем собственном опыте убедиться в правильности слов педагогов. Научить подростка самостоятельно анализировать событие, оценивать возможные последствия и принимать правильные решения. Для наглядности приведем пример. Наверное, каждый родитель кода-то сталкивался с проблемой мытья рук ребенком. Как заставить ребенка помыть руки, когда тот придет домой? На занятиях по микробиологии дети самостоятельно занимаются выращиванием колоний микроорганизмов, пробы которых берутся непосредственно с рук и из-под ногтей каждого из них. Результаты своих трудов юные исследователи могут наблюдать под микроскопами. Итог: дети не расстаются с куском мыла и моют руки перед каждым приемом пищи без дополнительных напоминаний. Самостоятельно!
Еще одна достаточно наболевшая проблема – питание на улице. Сникерсы, чипсы, кока-кола и проч. – вот основной набор продуктов, который входит в рацион современного городского школьника, как, впрочем, и многих взрослых людей. Достаточно провести два-три занятия с наглядным иллюстративным материалом, чтобы ребенок самостоятельно и осознанно отказался от употребления в пищу данных продуктов. Лекции по генетике, химии, медицине и многим другим, казалось бы, скучным дисциплинам пользуются у ребят очень большой популярностью.
Здесь в доступной для ребят форме ведется работа по разъясняются наиболее стандартных, но от этого не мене актуальных для молодежи вопросов - о вреде курения, спиртного, наркотиков, половой распущенности, «тяжелой» музыки, неправильного питания и т.д. Опытные преподаватели дают ребенку исчерпывающую информацию о каждой проблеме. Освещая явление с непривлекательной стороны, они позволяют взглянуть на него с альтернативной точки зрения, тем самым, создавая в сознании ребенка противовес «общественному» мнению. Все это позволяет ребятам почувствовать себя «другими», отличающимися от большинства, «эксклюзивными» и по-настоящему свободными, ощутить себя взрослым по сравнению с «непросвещенными массами» сверстников и делать уже осознанный выбор образа жизни. Итак, на первое место здесь становится личный опыт. Знание, приобретенное через практику. А работа в сложных условиях превращает «скучную науку» в интересное приключение.
Работа с детьми в рамках ряда программ привлекала внимание инвесторов (в 2005 году был получен грант от «Внешторгбанка»), целого ряда частных предпринимателей и государственных структур (Сенаторский Клуб Совета Федерации, Московский Дом национальностей).
В 2005 году организаторы Программы, совместно с Сенаторским Клубом СФ и при участии Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков стали инициаторами проведения первого Всероссийского детско-юношеского фестиваля «Надежда России» направленного на воспитание гражданственности, патриотизма, профилактики наркомании и наркопреступности среди молодежи, формирование моды на здоровый образ жизни.
Любовь к океану, лесу и природе в целом, работа в команде и «чувство локтя» - основные требования, которые предъявляла программа к участникам, - становятся стилем жизни подавляющего большинства ребят. Стилем жизни здорового, сознательного и ответственного человека, а значит сознательного гражданина – основной ячейки здорового и крепкого общества.