Море и дети. Статья в журнале DiveTek
16-04-2015, 12:01 | Отзывы |
Два месяца в году. К сожалению, всего лишь только два месяца, когда море у нас в России прогревается настолько, что можно смело отправлять своего ребенка на желанное черноморское побережье, погреться на песочке, понежиться на солнышке и поплескаться в соленой морской воде. Иными словами – подлечить накопившиеся за год недуги и запастись здоровьем на предстоящий учебный сезон.
Сытное пятиразовое питание, удобства в номере, пляж с теневыми навесами, купание по свистку, две-три экскурсии по городу и, как кульминация, вечерние дискотеки… Вот, как правило, стандартный и достаточно незамысловатый набор услуг, который предлагает современная система индустрии детского отдыха родителю, желающему отправить свое чадо во время летних каникул на юг. Но нет правил без исключений. Таким приятным исключением для меня стала одна программа, о которой хотелось бы рассказать читателям любимого Dive Tech.
Так уж сложилось, что по роду своей деятельности вот уже многие годы мне приходится работать и контактировать с детьми и молодежью самых разных слоев населения – от сверх обеспеченных до бездомных. В связи с этим достаточно регулярно, волей неволей, оказываешься в центре всевозможных событий, связанных с образованием, досугом и отдыхом подрастающего поколения. Постепенно начинаешь ориентироваться в том обилии программ и мероприятий, которые проводятся в столице и регионах. И вот пару лет назад на одном из таких мероприятий я познакомился с доктором биологических наук А.Н. Камневым. И он пригласил меня как представителя властных структур приехать к нему в гости, посмотреть и оценить экспериментальный проект по работе с молодежью на море, осуществляемый в рамках деятельности Международного детского фонда «Дорогами открытий». Естественно, я поступил, как поступил бы всякий нормальный человек, любящий море, – благо тогда у меня выдалось несколько свободных дней. То есть согласился и приехал и…
…И с этих пор началось наше интересное и плодотворное сотрудничество. Итак, морская научно-приключенческая программа для детей и молодежи «Всему учит море» - именно так она называется. Как выяснилось, программа не такая уж и молодая – прошлым летом ей исполнилось 10лет. Все это время она меняла свое «место обитания». Последние же два года проводится на базе ФДЦ «Смена», где специально для нее был выстроен отдельный корпус со всеми необходимыми для занятий лабораторными помещениями и студиями.
Большим преимуществом этой базы оказалось ее расположение – на самом берегу моря, в буквальном смысле слова у подножия Кавказских гор, покрытых можжевеловым лесом, прямо на границе с природным заказником «Большой Утриш», в 2 км от дельфинария и морской биостанции, занимающейся выращиванием моллюсков. События развивались следующим образом. По приезде в лагерь на следующий же день дети отправились на плавтест, по итогам которого их распределили внутри отряда по специальным учебным группам по 10 человек. Как мне терпеливо объяснили инструктора, это делается для удобства проведения занятий и возможности доставки ребят к месту проведения урока и на исследуемые объекты, поскольку чуть ли не основным видом транспорта у них являются огромные надувные катера с подвесными моторами, но на которых по правилам нельзя перевозить более 12 человек. Надо отдать должное, эти правила там очень жестко соблюдаются. И все, как один, садятся в лодку только в спасательных жилетах. Для детишек помладше (а минимальный возраст участника программы – 7 лет) программа начинается с простого обучения плаванию. Для тех же, кто уже неплохо держится на воде, есть возможность научиться плавать любой из существующих техник. Для этого в лагере есть очень неплохой открытый бассейн с морской водой. И инструкторы, которых, кстати, на 120 детей здесь приходится 50 человек. Очень привлекательными как для ребенка, так и для взрослого являются занятия по подводному плаванию, которые проходят в лагере с самого раннего утра и заканчиваются уже после ужина. Начинается все, естественно, с теории и отработки навыков все в том же бассейне, где ребята осваивают технику плавания в маске и ластах, плавание на задержке дыхания и другие необходимые упражнения. Затем, как они с гордостью заявляют, их переводят на «открытую воду». Сначала занятия проходят в закрытой акватории пляжа, а затем детей вывозят на лодках «посмотреть» на местные достопримечательности, красоты подводного ландшафта и разнообразие морской флоры и фауны. Благо посмотреть действительно есть на что. Перед тем как надеть аппарат, все участники программы прослушивают необходимый теоретический курс по устройству акваланга и технике безопасности. Но настоящее общение с подводным миром начинается только после того, как ребята сдадут необходимые нормативы и зачеты в бассейне. Только после этого за руку с инструктором они совершают свое первое погружение в «открытой воде», сначала с берега, а потом – с борта лодки. С этого момента начинается совершенно новый этап занятий. Ребята со своей учебной группой разъезжают на лодках по проложенным заранее маршрутам, погружаются, тренируются..
Но самое главное во всем этом процессе, что инструкторы очень своевременно расставляют необходимые приоритеты. Баллон с воздухом и сам по себе дайвинг не становятся для ребят чем-то вроде самоцели. Дети погружаются под воду не ради развлечения, как большинство взрослых. Аппарат здесь становится инструментом для познания и исследования незнакомого мира. На борту лодок припасены специальные контейнеры для всевозможных проб, которые собирают сами ребята. Пробы морского грунта, воды, образцы водорослей и моллюсков. В особых емкостях транспортируются в лабораторные аквариумы рыбы, крабы и прочая живность. Сетками загадочной конструкции ребята самостоятельно осуществляют сбор планктона
Весь этот ценный груз доставляется в лаборатории, располагающиеся в корпусе на берегу и ... здесь начинается изучение собранного материала. В распоряжении «исследователей» оказываются настоящие микроскопы, бинокуляры, множество приборов, приспособлений, реактивов, колбочек и шлангов, о назначении которых непросвещенному человеку остается только гадать. Кстати, также ребят обучают здесь и правилам работы с морскими аквариумами.
Расписание, ежедневно вывешиваемое на всеобщее обозрение, доносит до нас следующее: морская география, климатология, ихтиология, альгология и проч. и проч. И, как это ни странно, все естественнонаучные дисциплины, которые в обычной школе воспринимаются детьми без особого энтузиазма, в данной ситуации пользуются большой популярностью.
Не менее интересное и захватывающее, но в то же время жуткое мероприятие – ночные погружения. Естественно, к ним допускаются только старшие ребята, сдавшие все нормативы. «Мы видели спящих рыб», «там все по-другому» ... – вполне объяснимо, что детским эмоциям нет конца.
Маленькая деталь. После погружений ребятам предлагают отобразить свои впечатления о подводном мире на бумаге. А поскольку в команде есть профессиональные художники, то они помогают ребенку выполнить рисунок в той технике, в которой ему больше нравиться – гуашь, акварель, пастель, уголь, карандаш... Естественно, освоение экзотических техник живописи привлекает детей ничуть не меньше, чем объектив микроскопа.
О подводном плавании можно говорить до бесконечности. Но хотелось бы уложиться в отведенное место на страницах журнала. Морское образование в этом лагере не ограничивается только занятиями подводным плаванием и рядом естественнонаучных дисциплин. Каждый ребенок может попробовать свои силы в качестве капитана-рулевого, узнать об устройстве лодочного мотора, научиться использовать силу ветра и управлять парусами морских катамаранов и виндсерфинга, вовремя определить надвигающийся шторм, освоить технику гребли на каноэ и байдарке, правила ловли рыбы и приобрести множество других неоценимых навыков. Не сомневаюсь, что все это позволяет ребятам понять, а значит, и по-настоящему полюбить океан. P.S. Хотелось бы от всей души поблагодарить биофак МГУ им. М.В. Ломоносова и Московский городской психолого-педагогический университет за неоценимый вклад, который они вносят в дело образования подрастающего поколения.